Преподавание по Skype. Советы начинающим онлайн педагогам

Предлагаем вам рассмотреть все преимущества и недостатки репетиторства по skype. Но для начала, давайте выясним, что же собой представляют занятия в онлайн-режиме через Интернет.

Благодаря развитию интернет-технологий у преподавателей появились огромные возможности для предоставления услуг по репетиторству на дистанции (то есть, удаленно). В частности, не так давно в нашей стране появился такой вид дистанционных занятий, как репетиторство по скайпу
, который с каждым днем приобретает все большую и большую популярность.

Сразу скажем, что онлайн-репетиторы, как правило, это молодые педагоги, поскольку учителя «старой закалки», имеющие за плечами долгие годы работы, не доверяют или просто не умеют пользоваться компьютером и современными видами программных продуктов, а потому предпочитают традиционную форму занятий (когда ученик приезжает к учителю, либо наоборот).

К слову, услугами skype-репетиторов пользуются также преимущественно молодые родители, которые активно используют интернет-технологии и видят в занятиях такого вида одни преимущества. Родители же далекие от компьютеров и сети Интернет считают, что в виртуальных занятиях больше недостатков, чем достоинств, а реальный контакт педагога и учителя не сможет заменить ни один, даже самый инновационный программный продукт.

Чтобы выяснить, кто из них прав, предлагаем вам рассмотреть все преимущества и недостатки репетиторства по skype
. Но для начала, давайте выясним, что же собой представляют занятия в онлайн-режиме через Интернет.

Особенности репетиторства по скайпу

Главным отличием репетиторства по скайпу от традиционных видов занятий является то, что проведение уроков невозможно без использования компьютера и современных интернет-технологий (в частности, интернет-телефонии). Поэтому и преподаватель, и ученик должны не только в достаточной мере владеть компьютерной грамотностью, но и иметь соответствующее оборудование и свободный доступ к интернету (причем очень важно, чтобы доступ был высокоскоростной и стабильный).

Помимо отличного знания своего предмета онлайн-репетитор должен в совершенстве владеть технологиями дистанционного метода обучения и учитывать психологические особенности взаимодействия с учениками на расстоянии. Практика показала, что удержать внимание учащегося дистанционно намного сложнее, чем при личном контакте. Поэтому skype-педагогу приходится быть более увлекательным, строить свои уроки на более высоком эмоциональном уровне и вырабатывать особые способы привлечения внимания учеников.

«Посещать» занятия с онлайн-репетитором
могут как дети, так и люди пожилого возраста, при этом выбор дисциплин, которые можно изучать подобным способом, практически не ограничен. По скайпу можно с легкостью изучить иностранные языки (причем в качестве учителя может выступать как отечественный педагог, так и носитель языка, в достаточной мере владеющий русским языком) или подготовиться к ЕГЭ по математике, географии, химии, русскому языку или литературе, имея возможность выбирать преподавателя, не ограничиваясь рамками своего города.

А теперь давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки репетиторства по скайпу.

Преимущества репетиторства по скайпу

Онлайн-обучение предлагается по более низкой цене, чем занятия «в живую». Это преимущество очень актуально для родителей учеников с невысоким уровнем дохода, поскольку за те деньги, которые они могут заплатить «живому» репетитору по одной дисциплине, в онлайн-режиме можно «подтянуть» сразу два-три предмета.

Не нужно тратить время на дорогу. Ни онлайн-репетитору
, ни ученику не придется поделывать долгий путь туда и обратно. Соответственно, экономятся не только силы, но и время. Кстати, это позволяет начинать занятия раньше или позже обычного времени начала урока при личных встречах.

Выбор репетитора не зависит от географического положения. Педагог может находиться на соседней улице, на другом конце города или в другой стране. Пока компьютеры поддерживают хорошую связь, расстояние не играет роли.

Отсутствие дискомфорта от присутствия постороннего человека дома. Приход чужого человека в дом, как правило, сопряжен с определенным дискомфортом, поскольку нужно чтобы в это время в доме присутствовал кто-то из взрослых (а это может нарушать собственные планы родителей), перед визитом нужно привести в порядок все помещения, которые могут понадобиться педагогу (а вдруг он захочет в туалет, а там не убрано, что учитель подумает о нас) и т.д. Кроме того, присутствие постороннего многим людям доставляет психологический дискомфорт, который может стать причиной недостаточно продуктивного обучения.

Не требуется специального места для занятий, поэтому жилье обоих участников процесса может быть не предназначено для уроков. И skype-педагог
, и ученик работают в комфортных для себя условиях и в окружении привычных предметов, что положительно сказывается на эффективности занятий.

Репетитор может назначать несколько занятий разным ученикам с очень короткими промежутками между ними (обычно из-за дороги это крайне затруднительно), а ученик имеет возможность выбрать удобный для себя график обучения и интенсивность занятий.

Возможность записать занятие в достаточно высоком качестве, что дает возможность при необходимости повторить урок (для учеников) либо убедиться в качестве предоставляемых репетиторских услуг (для родителей).

Недостатки репетиторства по скайпу

Сложности с оплатой. Родители ребенка не могут просто вручить онлайн-репетитору оплату наличными. Таким образом, родителям, как и самому педагогу, приходится пользоваться интернет-системами для перевода денег (Яндекс.Деньги, Webmoney и т.д.), что не всегда удобно. При этом существует вероятность обмана. При любых финансовых расчетах через интернет можно нарваться на мошенника или просто не слишком добропорядочного человека. Причем это может быть как ученик, не пожелавший оплатить занятие репетитору
, так и педагог, который работает по предоплате.

Невозможно проследить за работой ученика. Почти для всех предметов очень важно, чтобы репетитор видел, как продвигается работа. При личной встрече, если педагог предложил ученику какое-то задание, он внимательно наблюдает за записями, появляющимися в тетрадке, и дает какие-то советы и указания. Также он имеет возможность поправить что-то своей рукой. При skype-репетиторстве этот процесс довольно затруднителен.

Достаточно низкий уровень подготовки педагогов к обучению в дистанционной форме. К большому сожалению, в России еще очень мало онлайн-репетиторов, которые понимают специфику дистанционного обучения
и в совершенстве владеют технологиями, необходимыми для проведения онлайн-занятий. Поэтому нашим родителям сегодня достаточно сложно найти высококвалифицированного преподавателями, обучение у которого будет максимально эффективно.

Вместо заключения

Исходя из преимуществ, перечисленных выше, можно сделать однозначный вывод: репетиторство по скайпу может быть очень удобным и выгодным решением. Правда, для того, чтобы избежать проблем, необходимо провести тщательный «кастинг» педагогов, заранее оговорить способ и время произведения оплаты, а также обсудить формат занятий. Возможно, для наибольшей эффективности урока потребуется настройка дополнительных устройств, передающих информацию, например, видеокамеры.

Видеосвязь уже давно перестала быть диковинкой, и сейчас уже стало в порядке вещей заниматься английским не только на курсах, но и по Skype. У меня большой опыт в изучении английского языка с помощью скайпа. Более того, именно когда я начал практиковать английский по скайпу, мне удалось сдвинуться с мертвой точки, на которой я на тот момент застрял. Причиной послужила, разумеется, не некая магия программы Skype, а разговорная практика, которой мне недоставало. В этой заметке я расскажу об онлайн-изучении английского, о разговорной практике по скайпу и о том, как учитель английского ставил на мне скайп-эксперимент.

Содержание:

Примечание: я пишу “скайп” с маленькой буквы, подразумевая любую программу, аналогичную Skype: с возможностью бесплатных аудио- и видеозвонков через интернет.

Если вы читали мою книгу “Как выучить английский язык”, вы знаете, что я начал заниматься английским самостоятельно без помощи компьютера и интернета – ни того, ни другого у меня еще не было. Были только учебники. Вскоре я столкнулся с проблемой, знакомой многим: слова знаю, грамматику знаю, читать и писать могу, но не могу говорить и понимать на слух
.

Причина проста: чтобы научиться говорить по-английски и понимать на слух, нужно (кто бы мог подумать) говорить и слушать. Научиться говорить теоретическим путем, не говоря, так же нереально, как научиться плавать, не погружаясь в воду, или кататься на лыжах, ни разу на них не встав.

К тому времени я уже успел накопить на ноутбук и провести какую-никакую интернет связь. Я оставил на международных досках объявлений предложение попереписываться на английском, но меня нашел не иностранец, а учитель из России, по имени Олег, блестяще владевший английским языком.

Он объяснил (говоря только по-английски, но внятно и не очень быстро, чтобы я понимал), что планирует проводить уроки английского по скайпу и хочет на ком-нибудь потренироваться. Не буду ли я против, если он проведет со мной бесплатный урок? Я, конечно, был только за.

Мы проговорили около часа. Олег провел занятие в форме непринужденной беседы, рассказывая о себе и спрашивая обо мне, он всячески “провоцировал” меня на ответы длиннее, чем “да” и “нет”, задавал уточняющие вопросы, а в конце рассказал о плюсах и минусах моего английского и дал несколько ценных советов. К примеру, сказал, что у меня все хорошо с грамматикой и достаточно большой словарный запас, мне нужно побольше разговаривать, стараясь выражаться как можно более простыми словами, и тогда речь быстро станет беглой и непринужденной.

Этот урок для меня оказался очень ценен, я понял, что:

  • Разговорная практика – мощнейший
    катализатор изучения языка. Это просто вспрыск ракетного топлива. Дает сильный толчок в развитии, да и вообще заниматься становится намного интереснее.

Заниматься английским по скайпу можно по-разному. Это может быть урок в обычном понимании
, как в моей истории выше, или просто разговорная практика
, когда вы не “занимаетесь английским”, а просто с кем-то общаетесь. Первый вариант – это замена, альтернатива обычной языковой школе, занятий с репетитором, а второй – просто практика.

Урок проходит так же, как и занятие с репетитором, но встреча происходит не вживую, а через видеосвязь. У каждого учителя свой подход, особенности, приемы, но в общем и целом уроки с преподавателем можно условно разделить на два вида:

  1. Занятия с упором на теорию.
  2. Занятия с упором на разговорную практику.

Условно, потому что даже на начальном уровне учитель вовлекает учащегося в разные activities, делая занятие в значительной части практическим. А на занятии в разговорном формате иногда сначала быстро устно пробегаются по теории, а затем закрепляют ее на практике.

Так обычно занимаются начинающие, которым нужно разбираться в грамматике, учиться строить простые фразы, изучать элементарную лексику и начать развивать речевые навыки. То есть это примерно уровень Beginner – Elemantary (A1 – A2).

Преподаватель и ученик много обращаются к учебникам, выполняют различные упражнения. Некоторые трудности могут возникать из-за того, что по видеосвязи ученику и учителю не очень удобно работать с учебником, но у опытных преподавателей всегда есть заготовленные пособия в электронном виде, раздаточные материалы и ссылки на необходимые справки. Иначе говоря, для опытного учителя это не проблема. Очень удачно проблема с учебными материалами решена в онлайн-школе SkyEng – там занятия проходят в виртуальном классе.

Виртуальный класс в школе SkyEng

Подробнее о том, как это выглядит и о моем опыте урока в SkyEng читайте в статье: Обзор SkyEng – онлайн-школы английского языка по скайпу.

Второй формат занятий подходит учащимся, которые, в общем-то, не нуждаются в изучении неправильных глаголов под руководством учителя, но нуждаются в помощи с развитием разговорных навыков, с произношением и общей грамотностью речи. Они уже знают хотя бы азы грамматики, словарный запас достаточен для того, чтобы урок проходил полностью на английском, но говорят с долгими паузами, частыми ошибками, испытывают трудности в построении фраз.

Учитель меньше обращается к учебнику, занятия происходят с активным вовлечением ученика в разговор. Мой первый урок по скайпу, описанный выше, прошел именно в таком формате. Мы ни разу не заглянули в учебник, но польза от всего одного занятия была огромной.

В этом случае лучше заниматься с носителем языка. Активный, разговорный формат уроков – это “конек” популярного во всем мире языкового сайта Italki, предназначенного для поиска преподавателей иностранных языков (не только английского) и партнеров для практики. На Italki учителя делятся на две категории:

  • Профессиональные преподаватели
    – это дипломированные специалисты с большим опытом офлайн и онлайн преподавания языков. С ними можно заниматься как в разговорном формате, так и в строгом академическом. Последний им знаком хорошо: многие из них являются вузовскими преподавателями.
  • Репетиторы
    – преподаватели-любители без лингвистического диплома (как правило), которые помогут вам разговориться, укажут на ошибки, помогут подтянуть разговорные навыки.

Как правило, у “репетиторов” цены ниже. Несмотря на отсутствие профильного диплома, они иногда опытнее и попросту интереснее дипломированных коллег. В отличие от многих онлайн-школ английского языка, на italki можно оплачивать уроки по одному, а не пакетами. Расчет ведется в специальной валюте сайта ITC (italki credits), 100 ITC приравниваются к 10 долларам.

Достоинства:

  • Не нужно никуда ходить, ездить. Занятия прямо на дому в удобное время. В условиях большого города это иногда означает экономию нескольких часов
    в день.
  • Возможность найти учителя “редкого” языка. Если учителя английского найти можно почти везде, то с чуть менее популярными языками, например французским, испанским, японским во многих городах проблемы. Многие онлайн-школы специализируется именно на английском, но учителей (и просто партнеров для общения) по многим языкам можно найти на Italki.

Недостатки:

  • У неопытного преподавателя может возникнуть масса проблем с тем, как показать что-то в учебнике или дать упражнение ученику. Когда я пробовал вести уроки по скайпу, у меня как раз и возникали эти трудности. Более опытные учителя легко справляются с этой трудностью с помощью заранее заготовленных материалов. В школе SkyEng эта проблема решена с помощью удобного виртуального класса.

Если в “Способе 1” преподаватель обучает студента, то практика – это уже никакая не учеба. Это живое использование языка, собственно то, для чего мы его и учим.

Все просто. Заходим в какую-нибудь языковую соцсеть, находим там желающих пообщаться на английском, обмениваемся контактами и болтаем! К примеру, партнеров для практики можно найти в на упомянутом уже Italki. Механизм прост: чем больше говорим на английском, тем лучше получается. Эканье и мычание в паузах постепенно сменится быстротой и легкостью речи, особенно если учеба не ограничивается только разговорной практикой, а подкрепляется чтением, слушанием и, очень желательно, письмом на английском.

Достоинства:

Недостатки:

  • Это не урок, а беседа. Простой парень из Техаса или Дели вряд ли захочет объяснять вам разницу между Past Simple и Present Perfect, а если захочет, то не всегда сможет. Равно как и вы вряд ли сходу сможете подробно объяснить, чем отличается “ездить” от “ехать” или зачем нужен твердый знак.

Носители английского в языковых соцсетях нарасхват, на одного англичанина человек 20 (200?) из разных стран. Нейтивов на всех не хватает
.

Но если вам нужно улучшить, раскачать именно разговорный навык
, то есть научиться говорить fluently, не делая пауз и не подбирая слова, не задумываясь над видовременной формой глагола, не перебирая в уме предлоги, то разницы нет с кем разговаривать, лишь бы у собеседника был достаточно хороший английский. Очень здорово, кстати, практиковаться со своими соотечественниками — проще найти общий язык, темы для разговора. Правда, есть риск перенять ошибки собеседника, например в произношении или построении фраз.

Лично я с кем только по скайпу не разговаривал: со студенткой из Пуэрто-Рико, внезапно полюбившей русский язык, с полиглотом из Венгрии, владевшим пятью языками, с пенсионерами из США, студентами из Бразилии и Бангладеша, но больше всего я разговаривал на английском с русской студенткой Светланой, которая училась в Германии и нуждалась в практике английского. С немецким у нее было все хорошо, но английский забывался из-за неиспользования. Сыграл роль важный фактор: с ней мне было интересно разговаривать. Когда вы говорите на английском с интересом, забывая, что переключились на другой язык, навык растет как на дрожжах
(то же касается и чтения, слушания, письма).

С носителями языка вы разовьете не только навык говорения, но и понимания английской речи на слух. Конечно, нейтив нейтиву рознь, кто-то два слова связать не может, но если собеседник грамотно говорит на родном языке, вы лучше станете понимать живую, настоящую английскую речь, со всеми ее лингвистическими и культурными тонкостями. В большинстве случаев разница между речью носителя языка (грамотного) и иностранца очень сильна.

С помощью программ для бесплатной голосовой или видеосвязи можно делать то, что и не снилось нашим школьным учителям английского:

  1. Заниматься удаленно с учителем, не выходя из дома. Не нужно идти за обозом в столицу в поисках знаний.
  2. Практиковать устную речь с другими изучающими языки — неважно, как далеко друг от друга вы живете.
  3. Общаться на английском с англичанами, американцами, канадцами и другими носителями английского языка.

Всех этих трех возможностей всего лет 20 назад попросту не существовало
. Мы живем в золотую эру изучения языков, когда доступны литература, аудио- и видеоматериалы и даже общение на иностранных языках. Пользуйтесь этим, и успехов вам в изучении языка!

Меня зовут Сергей Ним, я автор книг по английскому языку и сайта langformula.ru.

Друзья! Сейчас я не занимаюсь репетиторством, но если вам нужен учитель, я рекомендую этот чудесный сайт
— там есть учителя носители (и не носители) языка👅 на все случаи жизни и на любой карман 🙂 Я сам прошел более 50 уроков с учителями, которых там нашел!

Интернет соединяет разные точки планеты и открывает новые возможности для тех, кто желает оказывать профессиональные услуги дистанционно. В числе тех, кто уже оценил удобство мировой сети, конечно же, преподаватели различных дисциплин. Онлайн уроки стали привычными во многих странах мира, каждый год открывается все большее количество интернет курсов и даже университетов.

В настоящее время одним из самых востребованных направлений преподавания через интернет являются дистанционные уроки иностранных языков. Лидером среди программ для онлайн занятий и тренингов можно назвать бесплатную программу видео-связи Skype (Скайп), объединившую миллионы учеников и учителей по всему миру.

Ежедневно на специализированных сайтах по подбору преподавателей, репетиторов и тьюторов  появляются заявки и предложения тех, кто хочет давать или брать уроки по Skype.

Многие специалисты в сфере иностранных языков уже оценили удобства преподавания по Skype. К ним, во-первых, относится возможность работать, не выходя из дома, что, согласитесь, очень важно для тех, кто по каким-то причинам не может посещать учеников или принимать их у себя, кто живет в небольших населенных пунктах и ограничен в выборе учеников, а также для тех, кто желает самостоятельно регулировать свой график работы.

Во-вторых, программа Skype абсолютно бесплатна для скачивания и использования, проста и нуждается лишь в скоростном интернете. В-третьих, программа позволяет учителю и ученику не только видеть и слышать друг друга, но и обладает приятным дополнительным функционалом, речь о котором пойдет ниже.

У многих учителей, желающих попробовать преподавать по Skype, но еще не имеющих подобного опыта, имеется искаженное представление о дистанционном преподавании: одни педагоги смело размещают свои резюме на специализированных сайтах и откликаются на заявки потенциальных учеников, не совсем понимая, с чем им придется столкнуться, другие, наоборот, чувствуют себя неуверенно и не решаются расширить свою практику за счет интернет уроков.

Мы предположили, что читатели этой статьи уже знакомы с основными функциями программы Skype. Что еще нужно знать начинающим дистанционным учителям? Возможно, несколько советов от опытных Skype-педагогов помогут вам принять решение в пользу этого удобного способа проведения занятий или улучшить качество преподавания.

Первое, что вам придется сделать, это обеспечить себя цифровым материалом для проведения занятий. Это могут быть отсканированные учебники, которые для удобства можно разбить на отдельные страницы – вы можете пересылать нужные вам упражнения и тексты нажатием правой кнопки мыши или перетаскиванием объектов в окно чата программы.

Преподаватели иностранных языков знают, как важно бесперебойно обеспечивать ученика необходимым материалом во время урока, сменяя виды учебной деятельности (чтение, прослушивание, говорение и т.д.) Заранее подготовьте весь материал (например, соберите его в отдельную папку на рабочем столе компьютера), чтобы в ходе урока не возникали паузы. Добавьте все нужные вам сайты в закладки браузера.

Пользуйтесь общеизвестными форматами документов, такими как PDFи Office. Убедитесь в том, что у ученика они установлены. Договоритесь, какой словарь (электронный, бумажный или онлайн) он будет использовать. Продумайте, какие изменения нужно будет внести в вашу методику преподавания, применительно к дистанционному обучению. Возможно, придется отказаться от любимых обучающих приемов и освоить новые.

Вы будете видеть вашего ученика, но не сможете заглянуть в его тетрадь и исправить ошибки в написании. Если ваш ученик пользуется планшетом, попросите его отправить вам снимок выполненного от руки задания (сканирование обычно занимает больше времени и отнимает несколько минут урока).

Используйте Skype-чат, чтобы давать задания и получать ответы. Однако большие объемы печатать через чат неудобно, поэтому на помощь придут онлайн упражнения и тесты. Заранее добавьте в закладки те сайты, на которых ваш ученик может проверить свои знания или потренироваться.

Незаменимый функционал Skype – возможность поделиться экраном. В последних версиях программы за демонстрацию экрана отвечает знак плюс в окне звонка. Возможно, вам придется несколько раз подтвердить, что вы желаете поделиться экраном, и продолжить бесплатный звонок. Демонстрацией экрана может пользоваться как учитель, так и ученик.

Преподаватель может показывать на экране различные упражнения, если нет возможности переслать необходимый материал. Но самой удобной возможностью для учителя является отслеживание в реальном времени того, как ученик выполняет онлайн тесты.

Помните, что в Skypeнет возможности прослушать аудиозадание или посмотреть обучающее видео вместе через общий экран. Заранее разместите ваше видео или аудио в социальных сетях или на личном сайте и поделитесь ссылкой через чат.

В настоящее время очень удобным является использование педагогами таких сетей, как Вконтакте, где легко загружать видео и аудио-материал. Также вы можете создать свою группу, делиться материалом сразу с несколькими учениками и размещать полезные ссылки и новости.

Если вы привыкли писать на доске, важным и полезным приобретением для вас станет небольшой графический планшет, подключенный к компьютеру. Даже самые недорогие модели таких планшетов позволяют выводить на экран то, что вы пишете специальным пером (писать курсором мышки неудобно).

Делать это можно через графические программы или WindowsJournal (которая еще и преобразует рукописные записи в текст). Вы можете сохранять ваши заметки и пересылать их ученику.

Одним из удобнейших сервисов в интернете являются виртуальные доски. К ним может одновременно подключаться несколько человек, или же ими можно пользоваться через демонстрацию экрана. Помимо рукописного текста виртуальные доски обычно поддерживают размещение на них документов разных форматов, таблиц, ссылок и даже видео.

Сайты виртуальных досок, такие, как https://realtimeboard.com/ , https://tutorsbox.com/ru/ или приложение к браузеру Google Chrome WebWhiteboard бесплатны и интуитивно понятны. Подготовьте заранее такую доску, расположив на ней необходимые для урока материалы, поделитесь ссылкой, и успех гарантирован.

Место для проведения урока должно быть хорошо освещенным – ученик не должен видеть темное пятно вместо вашего лица. Во время урока старайтесь не отвлекаться на телефонные звонки, перед занятием проверяйте работу камеры и микрофона.  Говорите четко и ясно.

Встроенные веб-камеры уступают наушникам с микрофоном в передаче звука. Посторонние звуки могут вызвать помехи и дребезжание во время урока. За несколько минут да урока высылайте ученику сообщение, что вы готовы к уроку, чтобы убедиться, что соединение в порядке, и ученик тоже готов. На практике обычно достаточно нескольких онлайн уроков, чтобы получить уверенность в себе и необходимый навык. Успехов!

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации